Процесс покраски автомобиля включает в себя несколько этапов, следование правилам и последовательное выполнение определенных действий, что является гарантией получения высококачественного результата. В предыдущих публикациях я уже освещал основные этапы и методы подготовки и окраски автомобиля. В данной статье наблюдается дублирование информации, но также присутствуют новые аспекты, которые ранее не рассматривались.
Очень важным этапом является подготовка, которая оказывает значительное влияние на качество окончательного покрытия.
Необходимо предварительно провести очистку помещения от пыли (см. статью «подготовка гаража к покраске автомобиля»). Также важно осуществить очистку шланга, соединяющего краскопульт с компрессором, поскольку загрязнения с него могут нанести вред свежевыкрашенной поверхности.
Перед началом покраски необходимо правильно настроить краскопульт и разбавить краску.
Множество факторов оказывает влияние на процесс распыления краски. Даже при правильной настройке краскопульта требуются определенные навыки для качественного покрытия кузова. Важно знать, как правильно удерживать пистолет, как двигать им, куда направлять распылитель, а также когда нажимать на курок и когда его отпускать.
Содержание правильного положения краскопульта и поддержание оптимальной дистанции на этапе обучения требует внимания, а с приобретением опыта развивается навык выполнять это действие автоматически.
Как оперировать краскопультом?
Чтобы управлять краскопультом правильно, важно поддерживать вертикальное положение факела в течение всего времени работы. Оптимальное расстояние между краскопультом и поверхностью составляет 15–25 см. Простой способ контроля расстояния – держать пистолет на высоте ладони (см. рисунок).
Движение краскопульта во время нанесения краски должно быть свободным. Нажимать на курок следует только в тех моментах, когда пистолет не направлен на обрабатываемую поверхность. Краска должна попадать на поверхность уже в виде равномерного факела. При работе с несколькими смежными деталями можно использовать метод, при котором курок отпускается в конце каждого прохода. Этот прием будет подробно рассмотрен далее в статье.
Во время распыления курок должен быть нажат до конца, а краскопульт следует двигать плавным движением до тех пор, пока не достигнет противоположного края кузовной панели. После этого курок отпускается, прекращая подачу краски, но движение краскопульта продолжается на небольшое расстояние, около 5 см, перед тем как начать движение в обратную сторону. При этом пистолет немного опускается вниз, чтобы покрыть половину предыдущего слоя краски, и курок снова нажимается до конца.
Держите краскопульт под правильным углом к поверхности, сохраняйте оптимальное расстояние и поддерживайте постоянную скорость движения. Для этого компрессор должен обеспечивать постоянный поток воздуха, достаточный для равномерного распыления краски. Переменное давление воздуха может привести к неравномерности нанесения краски, особенно это заметно при использовании металлических и перламутровых оттенков.
Избегайте поворота краскопульта в конце прохода. Этот прием применяется только при переходе от одной зоны к другой. Вращение краскопульта может вызвать неравномерное покрытие.
Процесс нанесения краски
Сложные участки, например углы и края, следует первоочередно окрашивать. Рекомендуется подходить ближе (с расстоянием в 3–5 см) для более точного покрытия этих участков и уменьшения ширины факела. При приближении краскопульта к поверхности, следует двигать им быстрее, чтобы избежать неравномерности.
При нанесении краски на выпуклые поверхности старайтесь держать пистолет перпендикулярно поверхности, учитывая все изгибы. Таким образом, лакокрасочное покрытие будет равномерным по всей поверхности.
После того как края и углы окрашены, можно перейти к основной поверхности автомобильных панелей.
Каждый распыленный проход должен перекрывать предыдущий на 50%, что обеспечивает равномерное распределение краски. Следует избегать меньшего перекрытия, так как это может вызвать видимые разрывы.
Рассмотрим нанесение краски на вертикальную поверхность. Начните с верхней части, направляя середину факела к краю панели. Дюза краскопульта должна быть на уровне верхнего края панели. Таким образом, часть краски попадет на защитную бумагу.
Второй проход выполняется в противоположном направлении, чтобы дюза была направлена на нижний край первого прохода. Это обеспечивает перекрытие 50% первого прохода и равномерное покрытие новой области.
Продолжайте повторять проходы, ослабляя нажатие на курок на границах панелей и плавно опуская краскопульт. Последний проход следует выполнить наполовину за пределами поверхности панели.
Зачем следует выпускать курок в конце каждого этапа?
Избежание потеков на краях панелей, возникающих из-за нанесения нескольких слоев краски, является главной причиной для этой практики. Это предполагает освобождение курка перед достижением границы панели, чтобы избежать попадания краски на соседнюю панель. Важно отпускать курок в момент, когда краскопульт достигает зазора между панелями.
Применяя данную методику, важно освободить курок краскопульта в конце каждого прохода, а затем снова нажать на него, когда начинается новый проход с противоположного края панели. Этот метод помогает предотвратить возникновение потеков на краях панелей, снизить распыление краски и оптимизировать использование материалов.
Важно, чтобы движение краскопульта продолжалось до момента нажатия на курок и не прекращалось во время его отпускания.
Если разобраться более детально, последовательность действий такова:
Начните движение за пределами панели и половину пути нажмите на курок краскопульта, чтобы выходил только воздух.
При достижении края панели нажмите курок до конца, чтобы начать распыление краски.
Отпустите курок наполовину, чтобы прекратить распыление краски, когда краскопульт достигнет противоположного края панели.
Продолжайте движение еще на 5 см и повторите последовательность.
Наполовину нажатый курок (когда выходит только воздух) исключает резкое выбросивание краски, что может случиться при полном нажатии.
Не наполняйте бачок краскопульта полностью краской.
Рекомендуется избегать заполнения бачка краскопульта полностью краской или лаком. Полный бачок сделает покрасочный пистолет громоздким и менее маневренным, что может повлиять на управляемость и качество покраски. Кроме того, это может создать риск случайного пролива краски или лака из бачка. Рекомендуется заполнять бачок краскопульта наполовину или на треть его вместимости, и, при необходимости, добавлять материал для покраски.
Сколько слоев следует наносить?
Количество слоев зависит от цвета автомобиля и типа используемой краски. Обычно для двухкомпонентной краски, наносимой без лака, или для нанесения самого лака требуется 2–3 слоя с между ними межслойной сушкой. Некоторые цвета, имеющие низкую покрывающесть, а также краски с эффектом «металлик», могут потребовать большего числа слоев.
Первый слой представляет собой связующий слой, который создает хорошую основу для последующих слоев и уменьшает риск подтеков. Этот слой наносится тонким слоем и лучше, если он немного прилипчивый. Обычно его достаточно подсушить за 1–2 минуты. Затем следует нанести полноценные влажные слои краски.
Между слоями следует ожидать необходимое время для испарения растворителя. Если это время недостаточно, растворитель может остаться в нижних слоях краски и, после высыхания верхних слоев, начать выходить наружу, что может привести к дефектам.
Производители лакокрасочных материалов указывают рекомендованное время сушки при определенной температуре. Если температура окружающей среды ниже или в помещении плохая циркуляция воздуха, следует увеличить время между слоями для нормальной сушки.
Последовательность покраски автомобиля при полной окраске
Лучше всего предварительно спланировать последовательность процесса покраски.
Цель определенной последовательности заключается в том, чтобы исключить появление недоработок на поверхности и минимизировать ненужные движения во время покраски.
Как уже было отмечено, первым этапом следует окрасить все углы и края.
Существует несколько вариантов схем последовательности покраски автомобиля. В этой статье я представлю две часто используемые схемы.
Большие поверхности (например, крыша, капот, задняя крышка) лучше всего красить сразу целиком, избегая оставления покрашенной половины без дальнейшей покраски. В противном случае, на подсохшей стороне может образоваться опыл, и граничные линии между первой и второй половинами могут стать видимыми.
Одним из популярных вариантов является покраска всего верха автомобиля, начиная с крыши и стоек, а затем переходя к передней двери и двигаясь по кругу (см. рисунок). Некоторые даже открывают переднюю дверь, чтобы завершить покраску, проходя вокруг нее. Таким образом, сухой опыл с покрашенной двери не попадает на другие панели.
Для удобства покраски крыши можно использовать подставку (например, небольшую скамейку или табуретку).
Иногда красят всю боковую поверхность машины, двигаясь вдоль всего кузова и делая длинные проходы краскопультом. То есть, весь бок красится как одна панель. В этом случае нет необходимости постоянно нажимать и отпускать курок при переходе с одной панели на другую, и толщина красочного слоя на всех панелях остается одинаковой. Этот метод быстр и эффективен. Для такой покраски пистолет настраивается на максимальный расход краски. Размер помещения должен позволять свободное перемещение вдоль машины без препятствий, так как скорость движения краскопульта должна быть постоянной. Кроме того, требуется опыт, чтобы равномерно покрасить, перекрывая половину предыдущего прохода. Этот метод не для всех, и он представлен больше для информации, чем как инструкция.
Ошибки при распылении краски
Излишне узкий факел может привести к появлению полос при использовании краски с эффектом «металлик».
Аналогичную ситуацию может вызвать неправильный угол расположения покрасочного пистолета по отношению к поверхности.
Некорректное перекрытие между проходами приведет к неравномерности толщины слоя краски, образованию видимых полос и подтеков.
Если расстояние между краскопультом и поверхностью слишком маленькое, скорость выходящего воздуха может повлиять на свежепокрытую краску. Чрезмерное приближение может вызвать крупную текстуру («апельсиновую корку»), подтеки и полосы при использовании краски с эффектом «металлик».
Слишком большое расстояние также приводит к тому, что краска долетает до поверхности уже сухой, что даже может повлиять на цвет. Большое расстояние также приводит к потере лакокрасочного материала из-за избыточного распыла.
Медленное разбавление может позволить изменять дистанцию между пистолетом и поверхностью, но при слишком близком нанесении к поверхности это может вызвать подтеки.
Поворот пистолета в конце прохода вызовет неравномерность лакокрасочного слоя и избыточный распыл по краям покрытой поверхности. Кроме того, это приводит к потере 65% лакокрасочного материала.
Покраска авто в Алматы, кузовные работы в Алматы